(Унгенской и Ниспоренской епархии Православной Церкви в Молдове), находится близ с. Рэчула (Речула) Каларашского р-на, Республика Молдова. Основан в кон. XVIII в. как муж. скит. В дореволюционных изданиях приводится неск. версий его появления. Согласно одной из них, обитель основали в 1797 г. свящ. Андрей и Иоанн Рошки из с. Пашкань, к-рым помогли резеши (мелкие земельные собственники) Семен и Константин Страту. По др. данным, земля, на к-рой был основан скит, принадлежала резешу Лупу Стратану. Существует также версия, по к-рой скит появился в 1798 г. благодаря священнику с. Пашкань Иоанну Харе (Хорею) и Леонтию Баряку (Бэрэйану). Кроме того, в большинстве дореволюционных источников скит именуется Успенским. Однако 1-е документальное упоминание о Р. м. содержится в свидетельстве о межевании земли от 31 мая 1798 г., подписанном резешами Николае Думбравой и Ионицэ Хаиту, представителями правителя Оргеевского цинута (область в Молдавском княжестве, уезд). Они провели размежевание земли имения с. Нишкань, часть к-рой была подарена для основания скита. Из документа от 15 июня 1798 г., подписанного свящ. И. Харей и Баряком, резешами свящ. А. и И. Рошками, С. и К. Страту, известно, что они решили построить небольшой скит на части своих земель, находящихся в имении Нишкань. 1 дек. 1799 г. дарственная на землю для скита была подтверждена митр. Молдавским Иаковом II (Стамати). Строительство скита было утверждено молдав. господарем Константином Ипсиланти (1799-1801).
В 1798 г. (по др. данным, в 1800) в скиту были сооружены деревянная летняя ц. в честь Рождества (по др. данным, Успения) Пресв. Богородицы, при ней - деревянная колокольня, трапезная и неск. домов-келий, поскольку скит был особножительным. В том же году основание обители было подтверждено Романским еп. Вениамином (Костаки; с 1803 митрополит Молдовы и Сучавы). Первым скитоначальником стал иером. Ириней, которого в 1804 г. сменил иером. Виссарион. В 1806 г. монашескую общину возглавил иером. Герасим (Рошка), а в 1809 г. скитоначальником стал иером. Лукиан. В скиту проживали от 5 до 10 монахов. Богослужения совершались на молдав. языке.
Количество насельников было небольшим, и по благословению митр. Гавриила (Банулеску-Бодони), экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии, в 1811 г. скит был расформирован. Монахов перевели в Цыганештский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, а скит был преобразован в женский. В него были переведены монахини Мановского Николаевского скита (в с. Манна, ныне Мана Оргеевского р-на), к-рый с кон. XVIII в. располагался в помещичьей вотчине близ Курковского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря и был упразднен в 1810-1811 гг. После преобразования в женский скит остался особножительным. Первой скитоначальницей стала мон. Анисия, к-рая возглавляла общину до 1814 г. В 1816 г. в скиту проживали 49 насельниц, в 1820 г.- 48.
В 1820 г. скит возглавила мон. Олимпиада. Она направила в Кишинёвскую духовную дикастерию рапорт, в к-ром помимо прочего сообщила о том, что в скиту «общая трапеза от древности пришла в сильную обветшалость и клонится к падению». В документе также есть упоминание о том, что большинство насельниц состояло из «старых и болезнующих» монахинь. Кроме того, мон. Олимпиада испрашивала благословение на закладку нового трапезного здания и теплой ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Предполагалось, что средства на это строительство будут получены от продажи сада с виноградником, купленного для скита в 1815 г. (он располагался в 7 верстах от скита, не обрабатывался и не приносил никакой пользы). Сад собирался купить помещик с. Паулешты Дину Русо. Кишинёвская духовная дикастерия сообщила, что митр. Гавриил дал благословение на закладку трапезной с теплой ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Благочинному мон-рей и скитов Бессарабии иером. Арсению предписывалось, чтобы он удостоверился, куплен ли сад на монастырские средства или на средства ктиторов, а также оповестил резешей, живших по соседству, и, в случае если кто-то из них согласится его приобрести, представить в дикастерию его письменное согласие вместе с документами на сад. 8 окт. 1822 г. новопостроенный храм освятил благочинный мон-рей и скитов Бессарабии игум. Венедикт, настоятель Фрумоасского во имя Святой Троицы мужского монастыря. В 1845 г. на средства благотворителей на новом месте была построена каменная летняя ц. Рождества Пресв. Богородицы.
В 1822-1829 гг. скит возглавляла мон. Глафира, к-рую сменила мон. Никандра. С 28 июня 1838 по 18 июля 1842 г. начальницей была мон. Венедикта (Харгел), затем - мон. Глафира (Морозовская). В 40-х гг. XIX в. в скиту подвизались 11 монахинь (4 молдаванки и 7 русских) и 13 послушниц, в 1842 г. в скиту - только 10 монахинь. В то время его называли рус. скитом, т. к. большинство насельниц были русскими. Начиная с 1840 г. богослужения совершались на церковнослав. языке. Скит был своекоштным: насельницы имели собственные кельи и жили на доходы от собственного рукоделия. В основном они занимались выделкой сукна и суконной материи из овечьей шерсти, а также обработкой земли - в то время скит имел до 400 дес.
25 янв. 1846 г. общину возглавила игум. Евфросиния (Берберова), которую в 1851 г. сменила мон. Макария (Малиновская). В 1851 г. в скиту в 29 домах-кельях проживали 40 насельниц (9 монахинь, 2 схимонахини, 12 послушниц, а также заштатные: 14 монахинь, 2 схимонахини и послушница). В сер. XIX в. скит владел 495 дес. земли и 2 погонами виноградника в с. Питушка, где росло 800 кустов. Доход скита составлял чуть более 200 р. серебром в год (от сдачи внаем корчмы, а также от продажи вина).
В 1854 г. краткое время скитоначальницей была мон. Ольга (Стамати), при ней богослужения совершались на молдавском языке. Затем до 1877 г. общину возглавляла мон. Вениамина (Зубова). В 1855-1860 гг. на новом месте была построена зимняя Никольская ц. вместо обветшавшей старой. В 1860 г. в скиту проживали 59 насельниц, количество которых через 2 года возросло до 65, а к 1864 г. сократилось до 31 (12 монахинь и 19 послушниц).
К нач. 70-х гг. XIX в. скиту принадлежали: флигель (1865), в котором находились трапезная и 8 келий; 4 старые деревянные кельи, покрытые камышом, из которых одна предназначалась для паломников и 3 - для размещения имущества скита; 53 деревянные кельи, которые являлись собственностью монашествующих и послушниц. Общее число насельниц составляло 60 чел. Скиту принадлежало 495 дес. земли, из к-рой в 1870 г. был произведен надел для крестьян. Большую часть земли занимал лес, остальная часть засеивалась небольшим количеством кукурузы и пшеницы. В Р. м. имелось 30 голов крупного рогатого скота, 50 овец и 20 пчелиных ульев. Скиту принадлежали также 2 виноградника, общая площадь которых составляла 2,5 погона.
В 1877 г. настоятельницей стала мон. Агния (Подпоясова), возглавлявшая монашескую общину до 1886 г. В 1878 г. в обители открылась школа грамоты для сирот из духовного сословия. В 1880 г. была отреставрирована зимняя ц. во имя свт. Николая Чудотворца.
До 1888 г. скитом управляла мон. Магдалина (Перетятько). В 1884 г. в нем проживали 22 монахини и 22 послушницы. В 1888-1893 гг. начальницей была мон. Феврония (Апостол), с июня 1893 до сент. 1895 г.- мон. Епистимия (Василаке), к-рую вновь сменила мон. Феврония. С июня 1896 по 1904 г. общину возглавляла мон. Ольга (Кэлдэряну), при ней подвизались 47 монахинь и 21 послушница. В 1903 г. в обители был создан детский приют для сирот из духовного сословия. В 1938 г. он был преобразован в епархиальный приют для 30 девочек-сирот в возрасте 7-9 лет.
17 авг. 1904 г. начальницей стала мон. Евсевия (Ульман), которая несла это послушание до 2 окт. 1906 г. В 1904 г. в скиту проживали 65 насельниц, в 1905 г.- 70. Далее долгое время скит возглавляла игум. Евгения (Чумашу; 2 окт. 1906 - 5 авг. 1925). В 1907-1910 гг. была перестроена и покрыта цинковыми листами летняя каменная церковь. В тот период в обители проживали 67 насельниц: игумения, 45 монахинь и 21 рясофорная послушница. Духовниками были священники Владимир Балтага (на 1907 г.) и Михаил Апостолов (на 1911 г.).
По нек-рым данным, в кон. 1917 г. скит пострадал при отводе русских войск с Румынского фронта. В 1918 г., после установления на территории Бессарабской губ. оккупационного режима Королевства Румыния, скит вместе с другими обителями перешел в юрисдикцию Румынской Православной Церкви (с 1925 Румынский Патриархат). Вероятно, в этот период богослужения в скиту совершались на молдавском и церковнославянском языках. Известно, что румын. жандармы секли розгами монахинь за участие в богослужениях на рус. языке.
В 1918 г. в скиту проживали 47 монахинь и 213 послушниц. К 1922 г. количество насельниц увеличилось до 265 (в т. ч. игумения и 59 монахинь). В хозяйстве было 2 га виноградников, 2 га садов, 1 га земли использовался для выращивания овощей, 7 га не обрабатывалось. На территории Р. м. имелось 76 небольших домов-келий, где проживали насельницы, к-рые, как и ранее, занимались обработкой шерсти, ковроткачеством, вязанием и вышивкой.
С 5 авг. 1925 по 12 авг. 1932 г. скитом руководила мон. Дросида (Попович), к-рую сменила мон. Евпраксия (Богату). При ней в скиту проживали 300 насельниц. 3 авг. 1938 г. архиеп. Кишинёвский Ефрем (Енэкеску) принял решение о преобразовании скита в мон-рь. Помимо именования Речула (Рэчула) по названию близ расположенного села он стал называться также «Святой монастырь Олтя Доамна» в память о Марии Олтен, матери молдав. господаря св. Стефана III Великого. В 1940-1941 гг. настоятельницей обители была мон. Магдалина (Бернецкая). После установления в Бессарабии советской власти (28 июня 1940) в Р. м. был конфискован почти весь крупный рогатый скот.
1 сент. 1941 г., после начала Великой Отечественной войны и установления немецко-румын. оккупационного режима, настоятельницей Р. м. была назначена мон. Раиса (Гузун), возглавлявшая обитель до 1949 г. В 1942 г. в Р. м. насчитывалось 66 монахинь и 212 послушниц, в 1944-1945 гг.- 72 монахини и 190 послушниц, к-рые проживали в 78 домах-кельях.
После освобождения Молдавии (28 авг. 1944) монахини Р. м. приняли участие в проводимой Кишинёвско-Молдавской епархией кампании по сбору средств на военные нужды. Всего было пожертвовано 1 тыс. р. от администрации Р. м. и 16 800 р. от монахинь.
Со 2-й пол. 1944 г. гос. власти стали усиливать давление на мон-ри, однако экономическое положение Р. м. оставалось стабильным. В янв. 1945 г. Управление производственных предприятий Молдавпотребсоюза заключило договор со 170 насельницами нескольких женских монастырей, в числе которых был и Р. м. Монахини брали на себя обязательство о производстве ковров, носков, перчаток и свитеров из гос. овечьей шерсти. По условиям соглашения они должны были ежемесячно сдавать не менее 80 кв. м ковров, 750 пар носков, 750 пар перчаток и 120 свитеров.
В 1945 г. основыми доходами Р. м. были доходы от собственного хозяйства. В 1946-1947 гг., в период голода и засухи в Молдавской ССР, у мон-ря возникли затруднения с выполнением обязательств по сдаче зерна (23,8% от плана). Настоятельница просила уполномоченного Совета по делам религий ходатайствовать перед Советом министров Молдавской ССР о снижении объема госпоставок, однако добиться этого не удалось. Подобная проблема возникла и в 1948 г., когда для мон-рей был увеличен объем госпоставок. Вслед. этого уполномоченный Совета по делам религий П. Н. Роменский был вынужден ходатайствовать об освобождении обители от госпоставок.
В 1946 г. из Р. м. выбыли 9 насельниц, в 1947 г. в нем проживали 13 насельниц. До 1948 г. в обители сохранялось производство ковров и др. изделий. Кроме того, монахини обрабатывали землю и виноградник, поэтому экономическое положение Р. м. оставалось стабильным. По этой причине власти все больше увеличивали размеры налогов.
В 1949 г. Р. м. возглавила мон. Тамара (Харя). В этом году количество насельниц возросло до 41, а в 1951 г. оно уже составляло 251 насельницу, в т. ч. 85 монахинь. Следующей настоятельницей в кон. 1953 г. стала игум. Сепфора (Кирьякова), проживавшая в обители с 9-летнего возраста. За время ее пребывания во главе Р. м. (1953-1959) количество его насельниц продолжало меняться: в 1957 г.- 230 чел., через год - 250. Число монахинь возросло с 78 до 93 чел., а к 1958 г. 32 послушницы из 132 стали инокинями.
Важным направлением деятельности игум. Сепфоры стала забота о хозяйстве обители. В 1955 г. она сообщала: «Начиная с 9 июня по селу Речула, где находится наша земля, прошли почти ежедневно большие дожди, вследствие чего было водой затоплено: пшеницы озимой 2 га из площади 5 га, ячменя озимого 2 га из площади 2 га, овса 1 га из площади 1 га, ячменя ярового 1,5 га из площади 1,5 га, подсолнуха 2 га из площади 2 га, кукурузы 1 га из площади 4 га». Вслед. этого настоятельница просила уполномоченного Совета по делам религий ходатайствовать перед Советом министров Молдавской ССР о предоставлении льгот по сдаче хлеба гос-ву, и нормы поставок хлеба для Р. м. были снижены. В 1956 г. Р. м. не смог выполнить план по поставкам продуктов животноводства: было сдано 292 кг мяса вместо 324 кг. Спустя 3 года игум. Сепфора сумела отстоять монастырский участок земли, который ранее был самовольно захвачен местным колхозом им. М. В. Фрунзе. При игум. Сепфоре значительно возросли доходы обители. В 1957 г. валовой доход Р. м. составил 201 175 р., при этом поступления от церкви насчитывали 29 249 р. (эти же показатели в 1954 г. составляли соответственно 67,8 тыс. р. и 17,8 тыс. р.). Значительная часть средств (в один из годов - более 20 тыс. р.) расходовалась на оплату работы по вспашке монастырской земли, поскольку в Р. м. ощущалась острая нехватка тягловой и рабочей силы.
Р. м. активно посещали паломники. В отчете уполномоченного от 20 сент. 1954 г. сообщается, что на престольный праздник в Р. м. собиралось более 3 тыс. верующих из с. Речула и др. соседних сел. Из-за большого количества гостей, а также из-за наличия в Р. м. различной продукции собственного изготовления престольный праздник превратился в ярмарку, на которой можно было приобрести монастырское вино, сельхозпродукцию, иконы, свечи и ладан.
Летом 1958 г. уполномоченный Совета по делам религий в очередной раз выступил с предложением ликвидировать своекоштные монастыри на территории Молдавской ССР. Это предложение было поддержано Советом министров, к-рый 5 июня 1959 г. издал постановление «О сокращении монастырей на территории Молдавской ССР», предусматривавшее и ликвидацию Р. м. Однако с его упразднением у органов власти возникли трудности. В числе 800 чел. взрослого населения с. Речула учитывались и 225 насельниц Р. м. (98 монахинь и 127 послушниц). Монастырскую церковь посещали верующие окрестных сел, в к-рых были закрыты храмы. 8 июня архиеп. Кишинёвский Нектарий (Григорьев) поставил в известность игум. Сепфору о сроках ликвидации Р. м. (до 25 июня) и о том, что все церковное имущество следует передать на баланс мон-ря Кэприана, а здания обители - сельсовету с. Речула. После этого игум. Сепфора вернулась в Р. м. и объявила сестрам о его закрытии. Монахини сообщили своим родственникам в др. села о том, что их притесняют. Руководство Р. м. во главе с игум. Сепфорой 23 июня 1959 г. приготовило прощальный обед, на к-рый было приглашено ок. 400 гостей как из с. Речула, так и из окрестных сел. Несмотря на то что властями «эта затея была своевременно предотвращена» и обед не состоялся, многие из родственников монахинь прибыли в с. Речула и, убедившись в отсутствии притеснений, вернулись обратно.
По сообщению уполномоченного Совета по делам религий А. И. Олейника, ситуацией воспользовались «всевозможные чуждые элементы с темным прошлым, лодыри, пьяницы, бывшие кулаки, ничего общего с религией не имеющие», к-рые попытались свести счеты с представителями власти. На самом деле на защиту обители собралось ок. 200 жителей окрестных сел, многие из к-рых были прихожанами Р. м. Они расставили посты вокруг Р. м., вооружились камнями, вилами, палками, никого близко не подпускали и ни с кем не хотели разговаривать. Если кто-либо из местных властей пытался проникнуть на территорию монастыря, его немедленно забрасывали камнями. Мн. монахини предоставили защитникам обители жилье в своих кельях, кормили их и пели молитвословия. Один из участников тех событий, И. Ф. Мокряк, вспоминал, что «в храме ни на минуту не прекращалась молитва».
Противостояние в Р. м. продолжалось с 23 июня по 2 июля и сопровождалось почти непрерывным звоном колоколов. В первые 2-3 дня на звон колоколов собиралось по 200 и более сельчан, но затем они перестали обращать на звон внимание. Как сообщал Олейник, в течение последующих 7 дней 25-30 «хулиганствующих элементов» терроризировали сельских активистов и представителей местных органов власти. Так, они зверски избили агронома колхоза им. М. В. Фрунзе П. А. Будачевского, тяжело ранили вилами лейтенанта милиции В. Довганя, нанесли телесные повреждения др. активистам. Последние в порядке самозащиты были вынуждены применить оружие. В результате 1 июля был убит один из защитников Р. м.- Симеон Давид. В свою очередь очевидцы так рассказывали о событиях 1-2 июля: «Исполнители плана ликвидации монастыря и местные органы власти, поняв, что с защитниками монастыря им не справиться в одиночку, вызвали регулярные войска. Оцепив и изолировав село Речулу, они стали приближаться к обители. Утром 2 июля, на десятый день противостояния, когда защитники монастыря обессилели, на безоружных людей было совершено нападение. Добровольцы проявили мужество и стойкость, спасая обитель от осквернения, но силы были явно неравны... Все, находившиеся в храме, были арестованы». Впосл. имя Симеона Давида было включено в синодик Р. м. на вечное поминовение.
В информационном отчете Олейника также указано, что «после широкой разъяснительной работы, разоблачения хулиганствующих элементов последние оказались изолированными, без какого-либо сочувствия со стороны колхозников... 2 июля примерно в 5-6 часов [утра] в результате возмущения масс, их настоятельных требований применить к хулиганам силу советских законов, они вынуждены были оставить церковь и территорию монастыря». 2 июля все имущество Р. м. было перевезено в др. мон-рь, арестованы 11 организаторов «хулиганских действий», в т. ч. игум. Сепфора, против к-рых началось следствие. Осенью 1959 г. состоялся суд, к уголовной ответственности было привлечено 8 чел. за организацию массовых беспорядков и умышленное убийство. Все они в окт. 1959 г. были приговорены к различным срокам лишения свободы - от 4 до 15 лет.
После упразднения Р. м. распоряжением Совета министров МССР от 5 июня 1959 г. его помещения были переданы Мин-ву просвещения для сельской школы. В Никольской ц. предполагалось устроить классные комнаты, а в домах-кельях - квартиры учителей. Однако в течение 3 месяцев министерство не приняло необходимых мер к их использованию. Помещение зимней церкви до сент. 1959 г. оставалось нетронутым, а в здании летней церкви, в к-ром предполагалось разместить сельский клуб, работа по переоборудованию вскоре была прекращена. Только в одном из подсобных помещений занимались 2 класса учеников, а в другом был организован склад зерна.
Монахини, к-рые не были арестованы или изгнаны, получили разрешение остаться в своих домах-кельях при условии вступления в местный совхоз. Из 225 насельниц (более 50% старше 55 лет) 130 подали заявления о вступлении в колхоз, 3 работали в совхозе, остальные разъехались по домам. Мон. Евлампия была вынуждена работать бригадиром в совхозе «Мештер-Фаур» и вязать платья и блузки, а др. сестры работали в поле или на ферме. В связи с тем что Р. м. был своекоштным, насельницам удалось сохранить традиции монашеской жизни. Несмотря на то что храмы были разграблены, богослужебные книги уничтожены или конфискованы, монашеская жизнь втайне продолжалась. Сестры обустроили алтарь в красном углу одного из домов и регулярно собирались в нем для совершения монашеского правила.
В 1989 г. по благословению митр. Кишинёвского и Молдавского Серапиона (Фадеева) в Р. м. началось возрождение монашеской жизни и восстановление архитектурного комплекса. Вначале была отреставрирована зимняя церковь. В 1990 г. Р. м. был официально зарегистрирован. В 1994 г. была освящена летняя церковь. В 1995 г. в мон-ре проживали 94 насельницы, в 2000 г.- 90. С 1989 г. настоятельницей является игум. Евстафия (Ротарь), к-рая воспитывалась в обители с 6-летнего возраста. До закрытия Р. м. она была регентом церковного хора, пострадала во время репрессий.
В Р. м. имеются 2 трапезные, настоятельский и 2 сестринских корпуса, 75 домов-келий, в к-рых проживают 75 чел. Ежедневно совершаются Божественная литургия, всенощное бдение и молитвенное правило. В ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы ведутся ремонтно-реставрационные работы, богослужения проводятся в отреставрированной ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В Р. м. имеются мощевик с 50 частицами мощей, привезенный из России, икона с частицей мощей вмч. Евстафия, а также старинная плащаница, возвращенная в Р. м. при его возобновлении архим. Иосифом (Гаргалыком).
В Р. м. хранятся 67 книг религ. содержания, изданных в 1760-1874 гг. в мон-рях Нямц, Бухареста, Рымника, Ясс, Брашова, Буды, Бузэу, Сибиу, а также в Кишинёве. Семь старинных изданий, ранее принадлежавших Р. м., находятся в музейных и библиотечных коллекциях: напр., «Триодь» (1702, Киево-Печерская лавра) - в музее церковного искусства (кишинёвский во имя великомученика Феодора Тирона женский монастырь), катехизис «Православное исповедание» свт. Петра (Могилы) - в Национальной б-ке Республики Молдова.
В Р. м. имеется небольшой музей, где хранятся старинные иконы и предметы церковного искусства. Многие из них были изготовлены из дерева игум. Антонином, к-рый в течение 28 лет был духовником насельниц Р. м. В обители сохранился дом мон. Еликониды (Гросу), построенный ее братом - митр. Бессарабским Гурием (Гросу; 1920-1936); ныне является частью национального культурного наследия.
В пользование Р. м. переданы 5 га земельных угодий, из к-рых 2 га заняты виноградником, 3 га - пахотной земли; кроме того, 5 га, где расположено монастырское хозяйство, находятся в частной собственности. Зимой насельницы заняты вышиванием, изготовлением трикотажных изделий, иконописью и т. п., а летом - сельскохозяйственными работами и садоводством.
В с. Речула находится правосл. центр в честь ап. Иоанна Богослова, построенный при поддержке благотворителей и Р. м. В нем питаются, получают обувь и одежду малообеспеченные семьи, действует мастерская по пошиву облачений и подрясников.